В современных условиях, каждое образовательное учреждение страны осуществляет выбор конкретных технологий и практик, реализующих воспитательный потенциал образования. Традиционно в стенах МАОУ СОШ № 25 вопросам воспитания отводилось и отводится первостепенное место. Система урочной и внеурочной деятельности, дополнительное образование и школьное самоуправление пронизаны идеями формирования у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма.
Алексей Николаевич Толстой писал: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». А Николай Гаврилович Чернышевский утверждал: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма». Важно в жизненных обстоятельствах не только декларировать свои патриотические помыслы, а совершать полезное и нужное для отчизны, ее процветания, развиваться самому и способствовать развитию своего государства.
16 февраля 2024 года в МАОУ СОШ № 25 прошел межмуниципальный методический семинар, на котором был представлен опыт работы педагогического коллектива на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания школьников». В семинаре приняли участие 47 представителей образовательных организаций Саратовской области: руководители, заместители руководителей, педагоги, специалисты органов управления образованием Балаковского, Духовницкого, Краснопартизанского и Хвалынского районов. Всего в проведении мероприятий семинара было задействовано 34 педагога, 344 обучающихся.
С приветственным словом к участникам семинара обратился Чесноков Александр Николаевич, директор департамента по персоналу и социальной политике БФ АО «Апатит». Теплова Елена Витальевна, директор МАОУ СОШ № 25, представила коллегам внутришкольную модель формирования гражданско-патриотического сознания обучающихся, состоящую из семи ключевых звеньев: «Я – гражданин», «Я – защитник», «Я – семьянин», «Я – россиянин», «Я – патриот», «Я – профессионал» и «Я – личность».
Быть гражданином Российской Федерации, значит чтить традиции, уважать культуру народов России, соблюдать закон и порядок на её территории. Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Практическая часть семинара началась с церемонии поднятия Государственного Флага и исполнения Гимна Российской Федерации.
Педагогами школы были представлены открытые мероприятия: фрагменты уроков, курсов внеурочной деятельности, мастер-классы. На уроке окружающего мира в начальных классах говорили о семейных ценностях, о том, как история конкретной семьи вливается в историю всей страны. Неизменными организаторами всех событий семинара стали не только учителя и ученики, но и родители. Они рассказали о своих увлечениях и профессиях. Юные Орлята России провели занимательную квест-игру «Кинолента времени».
Россия богата выдающимися людьми, снискавшими ей славу. На уроке истории в пятом классе вспомнили защитника родной земли Александра Невского. Вместе с Павлом Бажовым, погружаясь в тайны Малахитовой шкатулки, совершили литературное путешествие. На уроке обществознания в седьмом классе познакомились с Основным законом нашей страны – Конституцией Российской Федерации.
На филологическом мастер-классе говорили о богатстве русского языка и необходимости его сохранения для потомков. Совершили биолого-географическое путешествие от маленького ручейка до большой Волги. В литературной гостиной старшеклассники вместе с известными поэтами, писателями и музыкантами рассуждали о таких ценностных понятиях, как: «верность», «преданность», «совесть», «честь», «дружба».
Десятиклассники организовали Информ-дайджест «Пусть помнит мир спасенный», где рассказали о героях сопротивления фашизму в период Великой Отечественной войны в Германии и Франции. На иностранных языках прозвучали слова о защите и верности к Отечеству. Говорили о необходимости уважительного отношения к культуре народов, о необходимости развития доверительных взаимоотношений между странами мира.
Будущие инженеры профильного десятого «ФосАгро-класса» решали практико-ориентированные задачи на математике, а их младшие товарищи в проектно-исследовательской лаборатории преодолели «путь инженера: от чертежа до рабочей детали» в рамках курса внеурочной деятельности «3D-моделирование».
Состоялся обмен педагогическим опытом по организации интерактивного голосования и по психологическим аспектам влияния педагога на формирование личности обучающегося.
В фойе школы состоялась Церемония смены портретов стены памяти «Память живых – героям войны», а в большом спортивном зале школы спортивно-патриотическая игра «Зарничка».
В завершающей части семинара гостям была представлена музыкально-литературная композиция «Растем патриотами вместе».
Таким образом, внутришкольная модель формирования гражданско-патриотического сознания обучающихся, подкрепленная конкретными педагогическими технологиями, доказала свою состоятельность и актуальность. Её семь составляющих, чудесным образом уложенные в бутон Ромашки, объединились в 7-Я. Это символично, ведь 2024 год объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом семьи.
На лепестках ромашек гости оставили свои отзывы и комментарии об увиденном. По итогам семинара была дана высокая оценка уровню его организации и отмечен передовой педагогический опыт МАОУ СОШ № 25 в вопросах формирования гражданско-патриотического сознания школьников.